В переводе с арабского языка слово ифрад обозначает «отделение», «выделение». С точки зрения шариатской терминологии Ифрад – это совершение намерения сделать хадж и вступление в состояние ихрама в микъате. Затем после завершения всех обрядов хаджа паломник приступает к совершению малого хаджа. Однако к категории выполняющих ифрад относятся и те, кто совершает просто либо хадж, либо умру. Просто в наше время, раз уж удалось приехать в священное место, хажд обычно всегда сопровождают умрой. С другой стороны, часто люди отправляются в святые места не в месяца хаджа (в основном в рамадан) и совершают только малый хадж.
Последовательность основных обрядов в виде Ифрад
- Искупаться в микъате и надеть белые одеяния (для мужчин)
- Совершить двухракаатный ихрам-намаз
- Сделать намерение на хадж и вступить в ихрам
- После вступления в состояния ихрама в микъате паломник отправляется в Мекку
- Когда взгляд паломника упадет на Каабу желательно произнести три раза слова «Аллаху акбар» и «Ля иляха иллялЛах», и сделать дуа, попросив, что вы хотите
- Посетив Запретную Мечеть он совершит приветственный таваф (тавафуль-къудум), соблюдая все ваджибы, и по возможности, сунны тавафа. Этот вид тавафа не относится к жителям Мекки
- Завершив таваф паломник совершит намаз в два ракаата за Макъомам Иброхима (если есть возможность, или в любом другом месте мечети, если возможности нет)
- Затем совершается саъи – семикратное хождение между холмами Сафа и Марва
- Далее паломник совершающий хадж вида Ифрад живет в Мекке, будучи в состоянии ихрама, совершая таваф (сунна) при каждой возможности
- Затем за день до дня Арафата паломники отправляются в долину Мина и ночуют там
- 9 зуль-хиджа все направляются в сторону Арафата, чтобы принять участие в главном обряде хаджа – стоянии на горе Арафат
- После захода солнца паломники идут в долину Муздалифа и проводят там определенный промежуток времени – от утренней зари до восхода солнца (т.е. время утреннего намаза) в день Курбан-байрама. Там же обычно собирают камни для обряда побивания шайтана (70 маленьких камешков)
- Далее, в этот же день, они отправляются в долину Мина, где бросают камни (семь камешков) в джамарат аль-Акаба (последний столб со стороны Арафата)
- Затем можно совершить желательное жертвоприношение или в честь Курбана, так как обязательного в Ифраде нет
- Затем стригут (т.е. укорачивают) или сбривают (т.е. налысо) волосы
- Затем паломники отправляются в Мекку (либо в день праздничного намаза – 10 зуль-хиджа, либо позже на день или два, если паломники остались на ночевку в Мине)
- В Мекке совершают обязательный таваф (тавафуль-ифада) и совершают после него саъи, если этот обряд не был проведен после приветственного тавафа (къудум)
- Далее паломник возвращается в долину Мина, чтобы два дня (11,12зуль-хиджа) бросать камни во все три столба (это если он не сделал этого перед обязательным тавафом)
- Паломник может отправиться в Мекку, либо остаться ночевать в Мине, чтобы и в 13-й день зуль-хиджа бросать камни во все три столба
- В Мекке паломник совершает прощальный таваф (вудуъ) перед тем как вернуться домой. В Ифраде обычно перед выездом совершают умру и только потом прощальный таваф.Жители Мекки не нужно совершать этот вид тавафа.
Жертвоприношение в виде Ифрад
На паломнике, совершающем хадж методом Ифрад, нет обязательства приносить жертву или держать пост. Однако жертвоприношение является сунной – желательным действием в Ифраде.