Порядок совершения хаджа

Хадж – один из столпов ислама, совершить который хотя бы раз в жизни обязан каждый мусульманин. Ежегодно для выполнения его на родину ислама – Мекку – отправляются миллионы верующих.

К путешествию паломники относятся ответственно: годами копят деньги на оплату тура, собирают документы, выбирают крепкий чемодан и удобную обувь. Кто-то готовит тело к нелегкому путешествию: пьет витамины и подолгу ходит пешком. Но странное дело: лишь единицы будущих паломников садятся за книги. Как совершить хадж? Каковы его обряды и порядок их совершения? – для большинства из них эти вопросы до поры до времени остаются без ответа. Рядовой хаджий полагает, что ему нет нужды учиться чему-нибудь новому. Он целиком полагается на руководителя группы, который, как он свято верит, непременно придет ему на помощь.

Суровая реальность отрезвляет: куратор от турфирмы день и ночь суетиться со своими подопечными, и отловить его «с лету» не всегда представляется возможным. Вконец растерявшийся паломник вынужден просить о помощи попутчиков, а то и совершенно посторонних людей. Так не лучше ли ему с самого начала уповать лишь на собственные силы? Научиться совершать хадж самостоятельно и не ждать помощи, а самому предлагать ее?

Освоить теоретическую сторону хаджа несложно: от паломника требуется знание обрядов и молитв, а также порядка, в котором они совершаются.

Ниже приведены основные этапы хаджа. На этой странице они описаны вкратце. Если хотите подробно изучить нужный этап, то перейдите по ссылкам и откроется страница, которая подробно описывает все действия.

Дорога в Мекку. «Гости Аллаха» стекаются в город к началу зуль-хиджжа – последнего, двенадцатого месяца лунного календаря. В зависимости от выбранной программы, они прибывают самолетом в Джидду или сопредельные с Саудовской Аравией государства Персидского залива, такие как ОАЭ или Бахрейн. Покинув аэропорт, путешественники рассаживаются в автобусы и отправляются в путь. Дорога по удобному автобану занимает порядка двух часов. Транзит из соседних стран требует терпения: в пути паломники проводят несколько дней, делая остановку в «городе Пророка» (да благословит его Аллах и да приветствует) – Медине.

Вхождение в ихрам. В дороге хаджии пересекают особые места – микаты. Это пропускные пункты на священную территорию, около которых паломники вступают в особое ритуальное состояние – ихрам. Здесь они объявляют о намерении исполнить хадж, умру или то и другое одновременно в зависимости от выбранного ими способа паломничества. Их три:

Ифрад — выполнение одного только большого паломничества-хаджа;

Кыран, соединяющий хадж с малым паломничеством-умрой;

Таматту, когда хадж совершается после умры. Именно его выбирают большинство паломников из России и государств СНГ.

В микате путешественники облачаются в белое одеяние, состоящее из двух кусков ткани. Иная, сшитая, одежда теперь для них под запретом, как и носки, головные уборы, нижнее белье и закрытая обувь. Нельзя также пользоваться благовониями и средствами гигиены с запахом, брить волосы, обрезать ногти, торговать, жениться и проливать кровь.

Таваф аль-кудум. По приезде в город верующие первым делом направляются в Заповедную мечеть. Здесь они семикратно обходят вокруг Каабы, начиная движение от угла Черного камня. Обход совершается против часовой стрелки: первые три круга паломники передвигаются быстрым шагом, остальные четыре – в обычном темпе.

Бег между холмами Сафа и Марва. Закончив обход, хаджии перебираются в соседнюю с Каабой крытую галерею – место совершения ритуала сай. Она соединяет холмы Сафа и Марва, между которыми металась в поисках воды Хаджар, жена пророка Ибрахима (мир ему). Сай выполняется в следующем порядке: начав у Сафы, паломники семь раз пересекают галерею, всякий раз останавливаясь у холмов для произнесения молитв-дуа. Заканчивается сай у Марвы.

Сбривание волос. Бег между Сафой и Марвой – последний обряд умры. В завершение его верующие сбривают или укорачивают волосы, после чего выходят из состояния ихрама.

Время до начала хаджа «гости Аллаха» проводят по-разному. Кто-то пропадает в Заповедной мечети, другие читают Коран, третьи пользуются шансом, чтобы научиться совершать обряды хаджа. Между тем в город прибывают все новые партии паломников. Пустующие весь год отели заполняются под завязку, немноголюдные обычно улицы оккупируют люди в белом. Беспокойно снуют служащие мечети, суетятся уличные торговцы, нервничают стражи порядка. Все ждут 8-го зуль-хиджжа – дня начала хаджа.

Мина. Долгожданный день паломники встречают вновь в ихраме, заявляя на этот раз о намерении совершить хадж. После фаджра они покидают город, направляясь к долине Арафат. Большинство групп передвигается на закрепленных за ними автобусах. Первую остановку они делают в долине Мина, что находится в 10 км к востоку от Заповедной мечети. Здесь совершают зухр, аср, магриб и иша-салят, после чего размещаются на ночлег.

Стояние на Арафате 9-го зуль-хиджжакульминация хаджа. В этот великий день Аллах внимает мольбам своих рабов и прощает их грехи. Хаджии начинают прибывать сюда на автобусах ранним утром. Время до заката солнца они проводят в молитвах и поклонении Всевышнему. Хадж паломника, который по какой-либо причине отсутствовал на Арафате, считается недействительным.

Муздалифа. С первыми лучами заката верующие рассаживаются по автобусам и пускаются в обратный путь. Некоторые из них идут пешком, хотя это запрещено из соображений безопасности: на ночной дороге легко потеряться или стать жертвой ДТП. Следующая остановка – Муздалифа, небольшая долина в 8 километрах от Арафата, где совершают магриб и иша, а затем располагаются на привал. Спят порядком измотанные паломники прямо на земле или на картонках, предусмотрительно захваченных из Мекки. Ночевка в Муздалифе посреди голой пустыни – обязательный ритуал хаджа.

Возвращение в Мину. 10-е зуль-хиджжа мусульмане всего мира отмечают главный праздник – день жертвоприношения Ид-аль-адха или по-татарски Курбан-байрам. Для паломников это непростой день: помолившись на заре, они собирают мелкие камешки для ритуального побивания шайтана. Затем, не дожидаясь восхода солнца, торопливо грузятся в автобусы и возвращаются в уже знакомую им Мину. Наиболее нетерпеливые, не дожидаясь транспорта, отправляются пешком. Белоснежная колонна, расцвеченная разноцветными флагами и зонтиками, растягивается на километры. Ее путь лежит через огромные тоннели, вырубленные в скале. Там, где дорога выходит на поверхность, для их удобства устроены навесы, краны с питьевой водой и вентиляторы. За порядком на всем протяжении маршрута следят сотни видеокамер.

Бросание камней в Джамарат аль-Акаба. В Мине хаджии бросают камни в стену аль-Джамара аль-кубра, известную также как Джамарат аль-Акаба. Группы из разных стран прибывают сюда посменно в соответствие с заранее утвержденным графиком. Нарушение установленного порядка может спровоцировать давку, а потому сурово пресекается саудовскими полицейскими.

Жертвоприношение. Побив шайтана, паломники подобно миллионам своих единоверцев в мире режут скот в память о жертвоприношении Ибрахима. Обычно жертва – это овца или баран, реже – корова или экзотичный для россиян верблюд. Животное можно зарезать самостоятельно, но большинство хажиев, непривычных орудовать ножом, перепоручают эту обязанность мясникам. Мясо из Мины отправляют потом беднякам в Саудовской Аравии и других мусульманских странах.

Сбривание волос. После жертвоприношения женщины подстригают волосы на длину фаланги пальца, а мужчины целиком сбривают их бритвой. При этом они частично выходят из состояния ихрама: теперь им дозволены обычная одежда, обувь и благовония. По-прежнему запрещены секс, объятия и поцелуи.

Таваф аль-ифада. Сменив одежду, одинаково бритые паломники устремляются в Заповедную мечеть. Добираться им приходится на такси или случайных автобусах, водители которых на волне ажиотажа заламывают немыслимые цены. По этой и другим причинам большинство паломников отправляются пешком, даром что расстояние до нее невелико – порядка 10 километров. Здесь они совершают второй обход вокруг Каабы, известный как таваф аль-ифада. Это обязательный ритуал, без которого хадж не будет считаться действительным. Семь раз обойдя вокруг Каабы, верующие окончательно выходят из состояния ихрама.

Сай. Помолившись позади макама Ибрахим и попив воды из источника Замзам, хаджии направляются к холмам Сафа и Марва. Быстрым шагом они семь раз пересекают лежащую между ними галерею, переходя на бег в той ее части, что отмечена зелеными столбами. Таваф и сай можно также отложить до возвращения в Мекку и совершить их после всех обрядов в Мине.

Возвращение в Мину. Ночь порядком измотанные паломники проводят в Мине — таково непременное требование хаджа. Они размещаются в просторных палатках, оборудованных кондиционерами. В палаточном городке, кстати, крупнейшем в мире, есть вся необходимая инфраструктура – туалеты, медицинские пункты и даже пожарные части. Здесь проложены отличные дороги, действуют кафе, а за чистотой и порядком следят тысячи рабочих.

Побивание камнями Шайтана. В дниташрика – 11,12 и 13 зуль-хиджжа – хаджии остаются в Мине и бросают камни в стены-джараты: малый, средний и большой. Так они поминают пророка Ибрахима, который отгонял от себя Шайтана всякий раз, когда он представал перед ним в долине.

18. Возвращение в Мекку. Вечером во второй день ташрика Мина заметно пустеет после отъезда части ее обитателей. Оставшиеся бросают камни 13 зуль-хиджжа, после чего усталые, но довольные, грузятся со всеми вещами на транспорт и навсегда покидают Мину.

Прощальный таваф. В Мекке паломники, немного отдохнув, начинают готовиться к путешествию. Они посещают Заповедную мечеть, где молятся и собирают воду из источника Замзам. В день отъезда хаджии в третий и последний раз обходят вокруг Каабы. Этот обязательный таваф вокруг священного Дома символично называется «прощальным» (таваф аль-вада). Далее пути паломников расходятся: некоторые из них возвращаются на родину, другие направляются в благословенную Медину.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хадж Информ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector