Как и любой из пяти столпов ислама хадж имеет обязательные действия — фарды, без которых это поклонение не будет действительным.
По ханафитскому мазхабу (одной из четырех правовых школ у мусульман-суннитов) хадж состоит из трех арканов или фардов (столпов). Отличие фарда хаджа от ваджиба хаджа в том, что, кто нарушил ваджиб специально, на него накладывается штраф, кто случайно — на нем ничего нет и в обоих случаях хадж остается действительным. Невыполнение же фардов, без разницы случайно или специально, нарушает весь хадж.
Три фарда хаджа
- Вхождение в состояние ихрам
- Стояние на горе Арафат (в это понятие входит и территория вокруг горы)
- Совершение обязательного тавафа – обхода Каабы (тавафуль-ифада или тавафуль-зиярат)
Что касается умры, то к ее фардам относятся – ихрам, обязательный таваф и саъи
Ихрам
Ихрам включает в себя две составляющие:
- Намерение совершить хадж или умру
- Произнесения ляббайки сразу после намерения.
Намерение звучит следующим образом – «Навайтуль-хаджа ва ахрамту бихи лил-Лахи Тааля» («Я намерился совершить хадж, и вступил в него ради Всевышнего Аллаха»). При совершении умры — «Навайтуль-умрата ва ахрамту биха лил-Лахи Тааля» («Я намерился совершить умру, и вступил в нее ради Всевышнего Аллаха»).
После намерения и произношения лаббайки вы уже в состоянии ихрама и должны соблюдать ряд запретов пока не завершите обряды хаджа или умры.
Если хотите подробно узнать про ихрам, у нас есть отдельная статья про вхождение в состояние ихрама
Арафат
Основным и главным действием хаджа является стояние на Арафате, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хадж – Арафат» (хадис передали ат-Тирмизи, Абу Дауд, ибн Маджа и ан-Насаи), то есть, хадж это стояние на Арафате и без этого нет хаджа. Именно из-за дня Арафата хадж можно совершать только один раз в год, в отличие от умры, так как этот день бывает только раз в году.
Условия фарда
- Это должна быть именно гора и долина Арафат. Вся местность Арафат является местом стояния. Наиболее почитаемым местом для стояния является Джабалур-Рохмат (Гора милосердия)
- Временем стояния является промежуток между тем, когда солнце находится в зените и чуть наклонилось в сторону запада (время дневного намаза) в день Арафат (9 зуль-хиджа) и восходом утренней зори в день жертвоприношения (Курбан-байрам) в 10 день месяца зуль-хиджа. Стояние в другое время считается не действительным
- Кто просто прошел через местность Арафат, или спал там, или лежал без сознания, или был в невменяемом состоянии, или не знал, что это местность именно Арафат, но все это было в указанное выше время стояние, то все это засчитывается как стояние на Арафате
- По мнению большинства ученых достаточно, если паломник проведет в местности Арафат одно мгновение (несколько секунд), чтобы этот фард был засчитан
- Также, неважно провел ли паломник отрезок времени, будучи пешком или верхом, или его кто-то нес
- Стояние до захода солнца в день Арафат (9 зуль-хиджа) является ваджибом
- Не является обязательным при стоянии на Арафате быть в состоянии малого или большого омовения, прикрытия всего аврата (хотя оно является обязательным по отношению к другим людям), обращение к къыбле, намерение. Однако эти действия приветствуются.
Таваф (обход Каабы)
Виды тавафа
Обряды хаджа включают три вида обхода Каабы:
- Тавафуль-Къудум (Приветственный таваф)
- Тавафуль-Ифадат, его еще называют Тавафуз-Зиярат или Тавафур-Рукн (Обязательный таваф)
- Тавафуль-Вадаъ, его еще называют Тавафус-Содри (Прощальный таваф)
Фардом является Тавафуль-Ифадат. Оставшиеся два относятся к ваджибам хаджа.Что касается совершения тавафов свыше этих трех тавафов, то они относятся к сунна-тавафам.
Подтверждением обязательности совершения Тавафуль-Ифадат и нарушения хаджа не совершившего его является аят 29 суры аль-Хадж Священного Корана:
«وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْت الْعَتِيقِ» — пусть они (паломники) обходят древнейший Дом (Каабу), построенный для поклонения Аллаху на земле».
То есть, Создатель в повелительном наклонении говорит о совершении тавафа.
Условия фарда
- Ният (намерение) совершить обязательный таваф
- Кому позволяет здоровье, тот должен совершить таваф пешком
- Совершать таваф нужно именно вокруг Каабы и в приделах территории мечети аль-Харам
- Время обязательного тавафа начинается с началом утренней зари (со времени утреннего намаза) в день жертвоприношения (Курбан-байрам). Срок его совершения не ограничен, однако если паломник совершит его после того как пройдут дни Курбан-байрама (10,11 и 12 числа месяца зуль-хиджа до захода солнца), то на нем штраф (овца)
- Обязательный таваф состоит из четырех обходов Каабы, остальные три обхода относятся к ваджибам. То есть первые четыре обхода – это фард, а последние три – ваджиб. Соответственно если совершено меньше четырех обходов Каабы, то этот таваф не засчитывается
- Не является обязательным условием начинать обход Каабы от Черного камня, однако это является желательным действием (сунной)
- По ханафитскому мазхабу держать левое плечо к Каабе при ее обходе не является условием, т.е. таваф все равно засчитывается.