С арабского языка кыран переводится как объединение каких-либо двух вещей. В шариатской терминологии кыран – это объединение вступления в умру и хадж в одном паломничестве. То есть, в этом виде хаджа паломник одновременно совершает и умру и хадж.
Основные действия вида Кыран
- Паломники купаются в микъате и надевают белые одеяния
- Кыран предполагает, что паломник делает в микате намерения на малый хадж и большой хадж вместе. Либо он может сначала сделать намерение на умру и вступить в состояние ихрама и затем сделать намерение вступить в хадж до того как он совершит таваф (или его большинство кругов) умры. Если же паломник сначала сделает намерение на хадж и вступить в состояние ихрама для него и потом уже решит сделать намерение на умру и вступить в ихрам для нее, то это считается грехом, так как Всевышний сделал умру началом, а хадж окончанием. Делающий все наоборот, противоречит этому. Кроме того, даже если порядок намерения и вступления в ихрам был таковым, (сначала хадж, затем умра) ему все равно надо начинать с обрядов умры и только потом выполнять хадж. Если паломник не сделает умру пока не пройдет стояние на Арафате то на нем жертвоприношение за это упущение и он должен восполнить умру. При этом с него спадает «кровь» (жертва) за совершение хаджа видом Кыран
- После двухракаатного ихрам-намаза паломнику желательно сказать: أَلّهُمَّ إنِّي أُرِيدُ الْعُمْرَةَ وَالْحَجَ، فَيَسِّرْهُمَا لِي وَتَقَبَّلْهُمَا مِنِّي — «Аллохумма инни уридуль-умрата валь-хаджа фаяссирхума ли ва такъаббалхума минни» — «О Аллах, я воистину хочу совершить умру и хадж (т.е. вид Кыран), так облегчи же мне совершение их обоих и прими их от меня». Затем читают лаббейку
- Паломник, осуществляющий хадж видом Кыран войдет в Мекку и совершит обход Каабы и саъи для умры
- После этого он приступит к обрядам хаджа. В частности, паломник совершит тавафуль-кудум (приветственный таваф), затем саъи
- Далее оставаясь в состоянии ихрама паломник живет в Мекке
- Затем в восьмой день месяца зуль-хиджа паломники отправляются в долину Мина и ночуют там
- На следующий день все паломники направляются в сторону Арафата и чтобы принимают участие в исполнении основного действа хаджа – стоянии на горе Арафат
- Далее дождавшись захода солнца, паломники идут в долину Муздалифа, чтобы провести там небольшой промежуток времени – от утренней зари до восхода солнца десятого дня месяцазуль-хиджа
- После этого они возвращаются в долину Мина и бросают там камешки в один столб — джамарат аль-Акаба
- В день Курбан-байрама приносят в жертву жертвенное животное – как обязательное в виде Кыран так и, при желании, в честь Курбана
- Затем стригут или сбривают волосы
- Затем паломники отправляются в Мекку (либо в день праздничного намаза, либо позже на день или два, если паломники остались на ночевку в Мине)
- Находясь в Мекке, паломники делают фард-таваф (тавафуль-ифада)
- Вслед за фард-тавафом выполняются обряды саъи, при условии, что саъи не было совершено после приветственного тавафа (къудум)
- Затем паломники снова отправляются в Мину, чтобы провести обряд побивания камнями 11 и 12зуль-хиджа, бросая камешки во все три столба
- 12 зуль-хиджа после завершения обряда побивания можно остаться на ночь в Мине для тогочтобы и на следующий день бросать камни в три столба. Паломник может также, не дожидаясь ночи, отправиться в Мекку
- В Мекке завершив все свои дела, паломник перед выездом совершает прощальный таваф (вудуъ).
Закалывание жертвенного животного виде Кыран
На паломника, который выбрал вид Кыран, также как и Таматтуъ, накладывается кровь жертвенного животного, т.е. он должен совершить жертвоприношение (овцу). Эта жертва – благодарность Всевышнему за то, что он позволил совершить два поклонения (хадж и умра) в течение одной поездки. По мазхабу Абу Ханифы паломник имеет право кушать мясо жертвенного животного заколотого как при виде Кыран, так и при хадже Таматтуъ.
Жертвоприношение должно происходить в дни Курбан-Байрама (10,11, 12 зуль-хиджа) в долине Мина, после кидание камней в джамарат (столб) аль-Акъаба в день праздничного намаза (10 зуль-хиджа) и до сбривания или укорачивания волос, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал жертвоприношение именно так.
Если нет возможности совершить жертвоприношение, то необходимо держать пост десять дней — три дня, будучи в хадже и семь — вернувшись домой. Постящемуся желательно поститься три дня до 8 зуль-хиджа, но можно и до дня жертвоприношения. Если же паломник не постился три дня, пока не наступил день жертвоприношения, то на нем остается жертвоприношение. Поститься также можно и до совершения обрядов хаджа. Если паломник постился три дня и затем у него появилась возможность для жертвоприношения до обряда сбривания волос, то на нем остаетсяжертвоприношение.
Шесть основных условий вида Кыран Хаджа
- Чтобы вступление в хадж было до завершения всего тавафа умры или его большей части (т.е. надо сделать намерение на хадж раньше, чем совершить таваф для умры, иначе это будет уже не Кыран)
- Чтобывступление в хадж было до того как умра станет недействительной (т.е. надо совершить намерение на хадж до того как умра нарушится, иначе это опять будет не Кыран)
- Чтобы таваф умры был совершен до стояния на Арафате
- Чтобы таваф умры был совершен в месяцы хаджа (шавваль, зуль-къада и первые десять дней месяца зуль-хиджа)
- Чтобы паломник не был постоянным жителем Мекки.