Порядок совершения обязательного тавафа (обход) вокруг каабы

Таваф аль Кудум

Таваф аль-ифада – обязательный (рукн) обход вокруг Каабы. Он совершается в день жертвоприношения 10 зуль-хиджжа, когда толпы паломников устремляются в Мекку. По-арабски их массовый исход называется аль-ифада: люди прибывают из Мины на такси и в переполненных автобусах, идут пешком, чтобы по окончании ритуала вернуться в свои палатки. Обряд также известен как «обязательный обход» (таваф ар-рукн, таваф аль-фард) и «обход посещения» (таваф аз-зияра).

Время совершения тавафа аль-ифада

Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, начало тавафа совпадает с появлением на небе истинной зари. В отличие от первой, ложной зари, она знаменует начало светового дня. Это первые мгновения утренней молитвы, а в месяц рамадан – и поста.

Желательно, чтобы паломники по примеру Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, обошли вокруг Каабы в первой половине дня 10 зуль-хиджжа. Джабир ибн Абдаллах сообщил, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, бросил камни в джамарат аль-Акаба, после чего двинулся к месту жертвоприношения. Здесь он принес жертву, а потом отправился к Дому. Полуденную молитву он совершил уже в Мекке (Муслим).

Исполнить обряд можно и позднее, в дни ташрика 11, 12 и 13 зуль-хиджжа. Завершить обход лучше до того, как сядет солнце в последний день 13-го зуль-хиджжа.

Опоздавшим придется принести в жертву барана – таково требование ханафитов. Остальные мазхабы не столь строги и штрафа не налагают. Тем не менее, они единодушны во мнении: таваф аль-ифада лучше исполнить до окончания зуль-хиджжа. Сказано в Коране:

«Хадж совершается в установленные месяцы» («Корова»:197),

и зуль-хиджжа – последний из них.

Столп хаджа

Таваф аль-ифада — рукн (непременный элемент) паломничества, без которого оно не может считаться действительным. Таково мнение законоведов всех мазхабов, которые в подтверждение своей правоты ссылаются:

На Коран, где Аллах велит:

«Пусть потом они очистятся от грязи, сполна выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома» («Хадж»:29).

На сунну Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а именно на хадис, переданный «матерью верующих» Аишей. Она сообщила: Посланник, мир ему и благословение Аллаха, собираясь покинуть Мекку после окончания хаджа, узнал, что у его супруги Сафии бинт Хуяйй началась менструация. «Он сказал: «Думаю, она нас задержит». Я ответила: «Она уже обошла вокруг Дома (таваф аль-ифада)». И тогда он изрек: «В таком случае, нет» (аль-Бухари).

Между малым и большим тахаллюлем

Как поступить хаджию, который уехал на родину, не совершив таваф аль-ифада в положенное время? Неужели его хадж не считается исполненным?

Хвала Аллаху, это не так. У паломника есть шанс все исправить. Для этого он должен приехать в Мекку в сезон хаджа и обойти вокруг Каабы.

Неважно, сколько времени прошло с его первой поездки – год, два или десять. Хаджий может вернуться при первой возможности, а пока будет находиться в состоянии ихрама. Он может носить сшитую одежду, стричь волосы, пользоваться парфюмом и делать многое другое, запретное для обычного паломника (малый тахаллюль). Единственно, ему запрещено делить постель с женой до той поры, как он совершит недостающий таваф (большой тахаллюль).

Важно знать: если паломник не совершил таваф аль-ифада, но исполнил другой обход (желательный таваф аль-вада, таваф по обету-назр и др.), его хадж признается действительным.

Порядок совершения таваф аль-ифада

Обязательный обход вокруг Каабы совершается по тем же правилам, что и таваф аль-кудум. Но у него есть особенности:

По ханафитскому мазхабу паломник перед началом обряда заявляет о намерении исполнить таваф, не поясняя, какой именно. Шафииты приступают к обряду без объявления намерения.

Первые три круга мужчины пробегают трусцой (рамаль), а оставшиеся четыре – идут обычным шагом. Женщины шаг не ускоряют. Такова сунна нашего Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. В 7 году хиджры (629 г.) по условиям мира в Худайбие он прибыл в Мекку для совершения умры. Его сопровождали две тысячи мусульман, не считая женщин и детей. Многие из них страдали лихорадкой, которой тогда славилась Медина, и чтобы не дать язычникам повода для насмешек, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел им пройти первые три круга быстрым шагом. Замысел удался: увидев мусульман, бодро бегущих вокруг Дома, язычники заключили: «Не ослабила их лихорадка» (Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ахмад).

Ибн ‘Аббас, со слов которого дошла эта история, добавил: «Только из жалости он не велел им пробежать все семь кругом».

Важно: ход прибавляют в тавафе, за которым следует ритуальный бег между Сафой и Марвой (сай). При этом паломники читают дуа:

اللهم، اجعله حجاً مبروراً، وذنباً مغفوراً، وسعياً مشكوراً

Аллахумма-джаʻлху хаджжан мабрура, ва занбан магфура, ва саʻйан машкура

«О Аллах, прими мой хадж, прости мне грехи и вознагради мой сай».

В хадж-ифрад и хадж-киран сай совершается один раз, и только однажды паломник бежит вокруг Каабы. При хадж-таматту он делает это дважды.

Оголяют правое плечо (идтиба) в тавафе, первые три круга которого проходят скорым шагом. Передают, что Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, и его сподвижники обнажали правое плечо во время умры. Один конец ихрама они пропускали под мышку, а другой забрасывали на левое плечо (Абу Давуд, Ахмад).

По окончании обхода верующие поправляют ихрам и молятся позади макама Ибрахим. Совершать молитву с открытым плечом нежелательно, как нежелательно бегать в таком виде между Сафом и Марвой.

Обход Каабы совершают непрерывно, круг за кругом, не останавливаясь без уважительной причины. К ним относят:

  • нарушение ритуальной чистоты,
  • оголение аурата,
  • наступление времени обязательной молитвы,
  • участие в погребальной молитве-джаназа.

После паузы таваф аль-ифада возобновляют с прежнего места.

Советы бывалого паломника

Если посреди тавафа раздается призыв к молитве, не спешите занимать место. Сначала на молитву выстраиваются сидящие в последних рядах паломники, уже исполнившие обряд. Потом останавливаются те, кто двигается вокруг Каабы.

Мужчины и женщины молятся во дворе мечети вперемешку. Вынужденно, ведь скученность людей не позволяет паломницам встать позади. Поэтому совершайте молитву там, где вы нашли место, но по возможности держите дистанцию с противоположным полом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хадж Информ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector