Что такое Хадж в Мекку у мусульман

Ежегодно, с приходом месяца Зуль-хиджа (лунный месяц), миллионы мусульман из разных стран съезжаются в Мекку и Медину, чтобы посетить священные места и исполнить столп Ислама. Однако это не обычное путешествие. Поездка сложна, о некоторых ее особенностях важно знать тем, кто намеревается отправиться в Хадж.

Хадж – это паломничество в мечеть Аль-Харам, расположенной в городе Мекка в Саудовской Аравии, к Каабе – «Дому Всевышнего». Путешествие предписано всем мусульманам, которые способны на это физически и материально, причем деньги можно использовать только «чистые» – честно заработанные или накопленные. В подтверждение имеется Хадис, переданный от Абдуллы Ибн Абуа: «Однажды я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о человеке, не совершающем хадж или ему нужно взять в долг, чтобы совершать хадж?». Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет»».

Лексическое и шариатское значение слова

Слово «Хадж» на арабском означает «намерение, стремление к прославленному, возвращение», а словом «Хаджи» (ударение на второй слог) обозначают паломника, делающего круговой обход Дома дважды, с перерывом на обряды в долине Мина.

По Шариату «Хадж»— это путешествие, совершаемое в определённые временные рамки, в обозначенное место и по установленному плану. Паломничество растянуто на 5 дней: с 8 по 12 день Зуль-Хиджа. На 9 сутки наступает день Арафат.

Истоки и смысл

Онлайн трансляция Мекка
Мечеть Аль Харам, куда собираются для совершения хаджа

Дом для поклонения Аллаху был выстроен еще первыми Пророками – Адамом и Хавой. Но Святыня не выстояла во время Великого потопа, по окончании которого Всевышний привел на эти земли Пророка Ибрахима. Вместе со своей семьей он вновь возвел Каабу. Так было положено начало обязательному паломничеству. Мусульмане стали стекаться к черному кубу для поклонения.

Однако, во времена невежества, чистота и истинность намерений ритуала стала теряться, популярность Святой Мекки снизилась. С приходом Пророка Мухаммеда(с.а.с.) люди вспомнили о предназначении и важности Каабы, которые заключаются в достижении таких целей, как:

  1. Выражение повиновения перед Аллахом через отрицание мирских благ и излишеств – паломники облачаются в скромную одежду, принимая мысль о равенстве всех людей.
  2. Благодарность Всевышнему за здоровье и материальный достаток, из-за которых человек смог отправиться в Хадж.
  3. Объединение с верующими – укрепление единства духа, не учитывая социальные, расовые и национальные различия. Подтверждение факта единобожия – каждый шаг, слово, действие, совершенные в этом путешествии, являются проявлением Шахады, веры в единство Всевышнего.
  4. Подготовка к главнейшему событию – нахождение среди мусульман в простой одежде, напоминающей саванн, является предварительной подготовкой к Судному дню – своеобразной «репетицией» перехода из мира бренного в вечный.

Завершив Хадж, верующие, которые смогли проникнуть в суть паломничества и выполнили требования Всевышнего, получают награду от него и чувствуют облегчение.

Хадисы и Аяты о Хадже

Хадж несколько раз упоминается в Коране. В каких именно сурах встречаются аяты, касающиеся большого паломничества:

  1. Аль–Бакара – 158, 189, 196, 197, 198, 199, 200, 203.
  2. Аль Имран – 97.
  3. Аль-Маида – 1, 2, 95, 96, 97.
  4. Ат-Тауба – 2, 3, 36.
  5. Аль-Хаджж – 25, 26, 27, 28, 29.

В Перечисленных аятах рассказывается о смысле Хаджа. Ниже рассмотрим каждый из этих аятов про Хадж, их смыслы. 

Сура Аль–Бакара (Корова)

В Аяте 158 говорится о желательности восхождения на возвышения Сафа и Марва. Но это не Фард:

«Так же, как Аллах возвеличил Каабу, сделав её Киблой, в сторону которой мусульманам нужно обращаться во время молитвы, Он возвеличил «ас – Сафа» и «аль – Марва» – два холма, сделав их заповедными местами Божьими для совершения одного из обрядов хаджа. И нет греха в том, что тот, кто совершает паломничество к Дому или посещает его, после обхода вокруг Каабы, будет ходить между этими двумя холмами. Среди вас были люди, которым не хотелось это делать, потому что так делали в пору язычества. Но, поистине, это – один из ритуалов ислама. Верующий должен стремиться к благодеяниям. Аллах знает все деяния верующих и наградит их за это».

В 189 Аяте упоминаются названия четырех месяцев лунного календаря, в течение которых дозволено большое паломничество. В это время нельзя вести войны, т.к. Нельзя проливать кровь. Первый месяц Хаджа – “Зуль-Хиджа”.

196 Аят учит тому, что Умра (малое паломничество) и Хадж должны совершаться ради Всевышнего, а не с какой-либо другой целью или выгодой. В отличие от большого паломничества, для которого отведено определенное время в году, Умру можно совершать в любое время.

Соглано 197 Аяту, во ремя Хаджа запрещены любые формы споров, плохих замыслов и действий, а также интимная близость супругов. Верующий должен уделять повышенное внимание к своим поступкам, словам и мысля. В 198 Аяте говорится о необходимости поминания Всевышнего в Запетной Мечети после возвращения с горы Арафат.

В 200 Аяте также говорится о необходимости усердно и искренне поминать Аллаха после завершения все предписанных поклонений:

«…оставьте обычаи язычества – хвастаться своими отцами и предками – и воздайте хвалу Аллаху, и вспоминайте Его, как вспоминаете ваших отцов, но ещё с большей силой. Среди паломников есть такие, которые просят у Аллаха о милостях в ближайшей жизни и не думают о будущей жизни. Этим нет доли в будущей жизни».

В Аяте 203 сообщается:

«И воздавайте хвалу Аллаху в дни указанные, когда паломники побивают шайтана камнями в долине Мина, 11-го, 12-го и 13-го зу-ль-хиджжи. Кто оставит Мину через два дня (т.е. 12-го), то нет греха на нём, а кто останется на третий день (т.е.13-го), на нём тоже не будет греха. Самое главное – это богобоязненность. Знайте, что вы предстанете перед Аллахом и будете отвечать за свои поступки!»

Сура Аль-Имран (Семейство Имрана)

В Аяте 97 Аллах указывает на место Пророка Ибрахима в Каабе:

«…Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах».

Сура Аль-Маида (Трапеза)

В Аятах 1, 2 и 96 Аллах даровал предписания согласно дозволенности пищи и запрета на охоту в состоянии Ихрама. В 95 Аяте говорится о том, кто сознательно пойдет против запрета Аллаха, должен будет принести в Каабе в жертву животное, равное убитому им незаконно – его назначат два верующих. Нарушивший запрет в период Хаджа, может накормить нуждающегося или голодающего.

В 97 Аяте Суры 4 запретных месяца и Хадж упоминаются вместе. Это еще одно подтверждение того, что они запретны для войн и конфликтов.

Сура Ат-Тауба (Покаяние)

Во 2 и 36 Аятах повествуется о запретных месяцах, которых имеется 4:

«…странствуйте по земле в течение четырех месяцев…2 и «Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе…»

В Аяте номер 3 сообщается:

«В день великого паломничества Аллах и Его Посланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от многобожников. Если вы раскаетесь, то тем лучше для вас. Если же вы отвернетесь, то знайте, что вам не сбежать от Аллаха. Обрадуй же вестью о мучительных страданиях неверующих».

Первый месяц большого паломничества называется так же, как и первый месяц Хаджа – Зиль-Хиджа. Т.е. Месяц Зиль-Хиджа был первым запретным месяцем, и с его первого дня можно отправляться в Хадж.

Сура Аль-Хаджж (Паломничество)

Согласно Аятам 25 и 26, Хадж – древнейшая форма поклонения Аллаху, со времен Пророка Ибрахима:

«Воистину, тем, которые не веруют, сбивают других с пути Аллаха, не пускают их в Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они в ней или кочуют, а также тем, кто склоняется в ней к несправедливости…» и «Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц».

Целесообразное указание – поддерживать чистоту Каабы и прочих мест, которые приходится посещать в Хадже. Это значит, что на ограниченной территории собираются люди со всего Мира, и следует уделять большое внимание гигиене и чистоте временного жилища.

Аят 28 рассказывает о правилах принесения животных в жертву:

«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка!». Во время Хаджа необходимо сторониться грязи и исполнять все обеты и клятвы, согласно Аяту 29: «Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)»

О достоинствах паломничество говорится и в Хадиса Пророка Мухаммада (с.а.с.), переданных разными источниками.

Хадисы от сподвижников Мухаммада (с.а.с.)

Абу Хурайра, находившийся рядом с Пророком в последние годы его жизни, впоследствии собрал книгу с хадисами. Что же он говорил о Хадже:

  • «У Пророка Мухаммада (с.а.с.) спросили: «Какое деяние является самым достойным?» «Вера в Аллаха» – ответил Пророк. «После него какое?» – спросили его вновь. » Джихад на пути Аллаха», – был ответ. «А после?» «Хадж» – ответил Пророк» (Аль-Бухари и Муслим)
  • «Я слышал, что Посланник Аллаха говорил: «Тот, кто совершит Хадж и при этом не будет сквернословить и грешить, вернётся домой чистым от грехов, как в тот день, когда мать его родила»» (Аль-Бухари, Муслим, Ан-Насаи)
  • «Воздаяние за принятый Хадж – только Рай» ( Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи)
  • Исфахани передал такой хадис от пророка: «Каждый раз, когда паломник произносит «Субханаллах» или «Ля иляха илля ллах», или «Аллаху Акбар», его поздравляют с Раем»
  • Один раз кто-то пришёл к Пророку и сказал, что из-за слабости боится идти на Джихад. Тогда ему Пророк ответил: «Ты иди на мирный Джихад, т.е. На Хадж» (Ат-Табарани, Абдурразак)
  • Аиша спросила: «О, Пророк, лучшим из деяний мы видим Джихад, нельзя ли нам, женщинам, в нём участвовать?» Пророк ответил: «Всё-таки, лучшим газаватом женщины является принятый Хадж» ( Аль-Бухари)
  • На вопрос о том, что является самым лучшим деянием, Пророк ответил: «Вера в Аллаха, Джихад и принятый Хадж, и эти деяния лучше других деяний настолько, насколько отдалён запад от востока» (Ат-Табарани, Ахмад).
  • «А в чём заключается его (Хаджа) принятие», – спросили Пророка. Он ответил: «Кормлением другого и приятной (хорошей) речью» (Ат-Табарани, Ахмад).
  • «Поистине, Хадж смывает предыдущие грехи» (Муслим).
  • «Газават старого, слабого и женщины – это Хадж и умра» (Ан-Насаи).
  • «Вы совершайте Хадж и Умра в один год, т.е. Один за другим. Эти оба действия освобождают паломника от бедности и грехов, как кузнечный мех очищают грязь с железа, золота и серебра» (Ат-Тирмизи, Ибн Хузаймат).
  • «Вы совершайте Хадж. Поистине, он смывает грехи, как вода смывает грязь» (Ат-Табарани).
  • «Паломник делает заступничество четырёмстам человек своего рода» (Абу Муса, Баззар).
  • «Каждый раз, когда верблюд паломника поднимет и опустит ногу в ходьбе, Всевышний записывает ему хорошее деяние, очищает его от плохого деяния и увеличивается его степень» (Ибн Умар, Аль-Байхаки, Ибн Хаббан).
  • «Тому, кто пешком совершит Хадж в Мекку, до возвращения из Мекки запишут за каждый шаг по 700 воздаяний, каждый из которых равен добру, сделанному на земле Харама. А каждое добро Харама равно 100 тысячам обычных добрых дел» (Ибн Хузаймат, Хаким).
  • «Паломники (и совершающие умра) – эта особая делегация Аллаха, которых Он позвал к себе, которые ответили на Его зов, и которым дадут то, что у Него попросят» (Баззар).
  • «Всевышний смоет грехи паломника, также смоет грехи того, за кого он попросил» (Баззар, Ат-Табарани).
  • «Вы торопитесь совершить Хадж (фарз), ибо никто из вас не знает, что его ожидает» (Абулкасим, Исфахани).
  • «Тому, кто умрёт по пути в Хадж, запишут воздаяние, как будто он совершал Хадж каждый год до Судного дня, и тому, кто умрёт по пути на Умра, запишут воздаяние, как будто он совершал Умра до Судного дня» (Абу Яла).
  • «Кааба является одной из опор Ислама, и тот, кто совершает Хадж находится под защитой Аллаха, а если он умрёт, то войдёт в Рай, а если вернётся домой к своим, то вернётся с добычей и воздаянием» (Ат-Табарани).

Из Аятов отдельных Сур Корана и хадисов, дошедших до нас от Пророка Мухаммада (с.а.с.) можно ответить на то, что такое Хадж – это обязанность каждого мусульманина. Также это вид Джихада на пути Аллаха. Для того, чтобы он был принят Всевышним, необходимо правильное намерение и соблюдение обязательных условий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хадж Информ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector