О горе Ухуд и история битвы

гора Ухуд фото

Гора Ухуд является известным местом, где произошли значительные события, когда армия мусульман во главе с нашим любимым Пророком Мухаммадом (с.а.с.) встретилась в битве с ордами язычников из курайшитов.

Эта гора расположена в северной части Медины в границах Харама. Здесь много вершин и склонов. Расстояние до мечети Пророка составляет 4 км. Длина горы от 4,4 до 7 км, ширина от 1,2 до 3 км, в окружности -19 км. Максимальная высота от земли — 300 м, от уровня моря — 1000 м. Высота самой высокой вершины составляет 1126 м. Сегодня гора является частью города, но в древние времена Ухуд был за пределами Медины.

Когда Пророк (с.а.с.) увидел гору Ухуд, он сказал: «Эта гора любит нас, и мы любим её» (Муслим) (смысл).

Пророк (с.а.с.) однажды взошел на гору Ухуд с Абу Бакром (радыйАллаһу), Гумаром (радыйАллаһу) и Гусманом (радыйАллаһу). Гора начала дрожать. Пророк (с.а.с.) сказал (горе): «Успокойся, о Ухуд! Над тобой только Пророк, Ситдык и два мученика » (Бухари, 3675) (смысл).

В битве с язычниками-курайшитами армия мусульман во главе с Мухаммадом (с.а.с.) потерпел поражение и около 70 сподвижников были убиты. После окончания битвы при Ухуде Пророк (с.а.с.) приказал похоронить мучеников на поле битвы. В одной могиле хоронили по два-три тела. Пророк Мухаммад (с.а.с.) часто посещал это кладбище. Сейчас большинство паломников, пребывающих в Медину стараются добраться до горы Ухуд, потому что это сунна.

Поражение в битве при Бадре стало тяжелым ударом для мекканских язычников. Они привыкли думать о мусульманах, как о небольшой группе еретиков и сектантов, победить которых было бы несложно. Но благодаря помощи Всевышнего последователи Пророка Мухаммада (с.а.с.) смогли переломить ситуацию в свою пользу и преодолеть сопротивление более могущественного врага.

Конечно, после такого болезненного поражения мекканцы были охвачены жаждой мести. Собственно, месть состоялась годом позже — в битве на горе Ухуд.

Перед битвой Ухуд 

Многобожники Медины и Мекки вступили на путь войны за несколько лет до этой битвы, которая произошла в 3-й год хиджры (3-й день месяца Шауваль). Поражение в Бадре было болезненно воспринято элитой Мекки, городские власти преднамеренно приказали родственникам заключенных, которые были в руках мусульман, не платить немедленно за их освобождение. Враги Посланника (с.а.с.) старались не показать ему беспокойство текущей ситуацией и страх перед ним.Особое рвение в том, чтобы отомстить мусульманам, проявляли Абдулла ибн Абу Рабиа, Икрима ибн Абу Джахль (его отец особенно сильно ненавидел последователей ислама, погиб в битве при Бадре), Саван ибн Умая и Абу Суфьян ибн Харб, который возглавлял караван с богатствами мекканцев во время битвы при Бадре. На самом деле, последний и возглавил войско противников мусульман в новом сражении.

Мекканцы собрали внушительную армию. В него входило 3 тысячи солдат, что на порядок больше, чем в битве при Бадре (тогда, по разным оценкам, численность армии многобожников составляло от 1300 до 2000 человек).Абу Суфьян так боялся неудачи, что заранее подумал, как не дать солдатам покинуть поле битвы, если мусульмане будут побеждать. Он решил включить 15 женщин в армию. По его мнению, это должно было заставить многобожников задуматься о том, как сохранить честь и достоинство в случае неудачной битвы.

В армию многобожников Мекки вошли 3000 верблюдов, около 200 всадников, которые специально до боя не скакали на лошадях, чтобы поберечь их силы, а также семьсот панцирей. Двигаясь в сторону Медины, армия неверных остановилась в селе Абва. Определенная группа язычников намеревалась осквернить гробницу Амины — матери почтенного Пророка Мухаммада (с.а.с.), но была остановлена ​​теми, кто был против издевательства над могилами, — они боялись, что это станет традицией.

Дядя Пророка, Аббас, любил сына своего младшего брата. И хотя он еще не был мусульманином, отправил письмо в Медину с новостью о том, что курайшиты выступили из Мекки. После того, как соответствующая информация достигла Милости миров Мухаммада (мир ему и благословение Аллаһа), было решено подготовить Медину к обороне. Первоначально было два мнения о том, как встретить мекканцев. Посланник Всевышнего (с.а.с.) не хотел покидать город, полагая, что врагу было бы очень неприятно проводить военные действия на узких улицах Медины. По его мнению, это должно стать конкурентным преимуществом для мусульман. Некоторые сподвижники (особенно те, которые не смогли принять участие в битве при Бадре, такие как Хамза ибн Абд аль-Мутталиб (радыйАллаһу ‘анху) настаивали на встрече с врагом лицом к лицу за пределами города. Впоследствии Пророк (с.а.с.) согласился с этим мнением, и мусульмане начали военную кампанию.

Первоначально число верующих составляло 1000 человек. Но вскоре лицемеры покинули его состав во главе с Абдуллой ибн Убаем. Он увел с собой 300 человек, который означал перед лицом врага (а это произошло уже тогда, когда оба войска были достаточно близко друг к другу), прежде всего, психологический удар для мусульман. Формальная причина отказа воевать с мекканцами заключалась в том, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) якобы не считал важным принимать во внимание мнение Абдуллы ибн Убая, который не понимал главную цель военной кампании и хотел остаться в Медине. На самом деле, он сознательно подставил мусульман, чтобы они ощутили как можно более болезненное поражение. В результате их осталось всего семьсот. Эти храбрые солдаты расположились фронтом возле горы Ухуд, где и произошло сражение.

Сон Пророка перед боем

Той ночью Пророк, (с.а.с.), видел во сне, что он был в крепких доспехах и его меч Зульфикар был поврежден в нескольких местах. Он также увидел, что они закололи быка, а затем барана. На следующее утро Пророк (с.а.с.), рассказал сон своим сподвижникам. Сахабы, пусть Аллаһ будет доволен ими, спросили о толковании этого сна. Он сказал: «Доспехи — это укрепление Медины. Повреждение моего меча означает, что беда коснется и меня.Заклание быка означает смерть моих сподвижников. Жертва барана указывает на смерть одного из знатных нечестивцев. В одном риваяте говорится, что во сне он видел, как сломался его меч, и истолковал это как признак смерти одного из представителей ахли-бейита.

Ход сражения при Ухуде

Численное преимущество многобожников (3000 против 700) не было фактором, определяющим победу мекканцев заранее. Во-первых, хотя мусульман было и меньше, но они были лучшими из лучших. Во-вторых, Милость миров Мухаммад (с.а.с.) продемонстрировал свой полководческий талант, умело организуя армию и тактически верно занимая правильное место на поле битвы. Он послал 50 лучников на склон горы, чтобы защитить тыл мусульман от вражеской кавалерии.Последний посланник Всевышнего (с.а.с.) строго запрещал им покидать свои позиции, независимо от того, как будет развиваться бой.

Вскоре началась битва. Мусульмане были очень хороши, несмотря на численное превосходство врага. Они сражались умело и бесстрашно. Вскор мусульмане установили контроль практически во всех направлениях битвы. Держать знамя мекканского войска скоро стало некому.

Ход битвы складывался так, что до разгромной победы мусульманам оставалось совсем ничего.Видя, что пехота начинает захватывать добычу противника, большинство лучников, несмотря на строгое указание Пророка (с.а.с.) не покидать своих позиций, поспешили собрать хотя бы что-то для себя. Ранее 50 лучников успешно отразили три атаки в тыл мусульман. Руководитель отряда Абдулла ибн Джубайр не смог их остановить перед желанием достичь мирской благодати. Только 10 человек остались с ним на горе. Это была роковая ошибка.

Халид ибн Валид, увидев, что большинство мусульманских лучников покинули свои позиции, бросил кавалерию в тыл верующих. Абдулла ибн Джубайр вместе с другими лучниками были не в силах их остановить и он погиб в этой битве. Мусульманская армия, которая была так близка к победе, неожиданно осталась в окружении. Многобожники воспряли духом, подняли знамя и начали наступать на позиции мединцев. В один из моментов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаһа) был окружен врагом. Мекканцы даже начали выкрикивать возгласы о его смерти, чтобы смутить сражавшихся героически мусульман.

Несмотря на раны, полученные последним Посланником Всевышнего (мир ему и благословение Аллаһа), он был жив и быстро собрал войско вокруг себя. Поражение в битве было уже неизбежным, но мединцы сохранили лицо, яростно выступая против превосходящего врага. Сокрушительный удар войску мусульман нанес небезизвестный Халид Ибн Аль-Валид, который, как мы знаем, впоследствии принял Ислама и стал одним из самых выдающихся мусульманских командиров, вошедший в историю под именем СайфулЛах (Меч Аллаһа).

Сподвижница по имени Уму Аммарат, защищающий Посланника Аллаһа (с.а.с.), героически сражалась против врагов с мечом в руке. В этой битве она получила 12 ранений. Были среди них и такие, которые умерли, получив 70 ранений. Благородный Пророк (с.а.с.) в этот день был также ранен в лицо, у него был сломан зуб, потерял много крови и не мог даже встать. Посланник Аллаһа (с.а.с.) приказал своим спутникам подняться на гору Ухуд, недоступную для конницы неверующих. Мусульманское войско держало оборону до тех пор, пока враги не отступили.

В этом бою был убит также лев Аллаһа, господин всех шахидов и дядя Пророка (с.а.с.) Хамза, после того как он покончил с тридцатью неверными. Жена Абу Суфьяна Хинда хотела отомстить мусульманам за отца, который погиб в битве при Бадре. Она обещала щедро наградить эфиопа по имени Вахши, если он сможет убить Хамзу. Из-за боязни дуэли с Хамзой Вахши скрывался в засаде. Дождавшись удобного момента, он метнул копье и смертельно ранил его. Чуть позже Хамза стал мучеником.

Итоги боя при Ухуд

Мусульмане потерпели поражение в этой битве, потому что они не подчинились приказу Пророка (с.а.с.).

Поражение в битве при Ухуде сыграло значительную роль для мусульман, так как выявил проблемы и недоработки в управлении мусульманской армией. Во-первых, стала очевидной строгая необходимость в соблюдении военной дисциплины и неукоснительном выполнении ранее изложенного плана действий. Лучники, которые покинули свои позиции и последствия такого шага, подтвердили присутствие этих проблем. Во-вторых, тактическое поражение выявило лицемеров среди мусульман.

Вопрос о том, сколько людей потеряли обе стороны во время битвы, не вызывает особых разногласий у историков. Многие источники говорят, что пали шахидами 70 правоверных, из которых 65 были ансарами (жители Медины еще до Хиджры). Мекканцы, по разным данным, насчитали убитыми от 24 до 37 человек.

После битвы при Ухуде женщины курайшитов вешали себе на шею бусы из отрезанных носов и ушей погибших мусульман. Жена Абу Суфьяна Хинд вырезала из тела Хамзы печень и надкусила ее. После этого Хинд прозвали «женщиной, съевшей печень».

Шахиды, павшие в битве

После того как многобожники покинули Ухуд, Пророк Аллаһа (саллаллаху алейхи ва саллям) предал земле тела шахидов. Их было ровно 70 человек. Среди них был высокочтимый Хамза (радыйаллаху анху) и такие отважные мужественные герои, как Мусаб бин Умейр (радыйаллаху анху).

Мусаб бин Умеир (радиаллаху анху), бывший знаменосец-мусульманин, стал мучеником, защищая Посланника Аллаһа (с.а.с.). Ангел, принявший облик Мусаба, поднял знамя мусульман, и наш Пророк Мухаммад (с.а.с.), который еще не знал, что Мусаб умер, сказал: «Вперед, о Мусаб! Ангел, взглянул на Него и наш Учитель (с.а.с.) осознал, что это ангел, а Мусаб стал шахидом.

Позднее было найдено благословенное тело Мусаба бин Умейры, но не было савана, чтобы обернуть его.

Рубашка, надетая на него, покрывающая верхнюю часть тела святого мученика, оставляла его ноги открытыми, но когда прикрывали ноги, его голова оставалась открытой. Асхабы обратились к Пророку Аллаһа (с.а.с.), чтобы узнать, как поступить в этом случае. Посланник Аллаһа (с.а.с.) приказал покрыть верхнюю часть тела шахида рубашкой, а ноги обернуть благоухающими травами.

Мусаб происходил из одной из самых известных и богатых семей Мекки. Все молодые люди в Мекке желали такой же жизни, как и он. Молодые девушки рассыпали по дорогам, где он проходил, лепестки роз. Несмотря на давление со стороны родственников, исповедовавших многобожие, он всем мирским благам и возможностям предпочел находиться рядом с Пророком Аллаһа (мир ему и благословение Аллаһа), даже отказавшись от своего наследия.

Он так глубоко уважал Пророка (мир ему и благословение Аллаһа) и относился к нему с такой любовью, привязанностью к нему, что в тот момент, когда он стал шахидом, ангел, увидев такую самоотверженность и преданность Последнему Посланнику Всевышнего (с.а.с.) принял его облик. Каким же прекрасным образом, какой любезностью ответил Всевышний Аллах на те лишения, жертвы и беззаветную преданность, которые проявил Мусаб по отношению к Его Посланнику! Это трогательное событие оставило неизгладимый след в сердцах мусульман.

Спустя годы, когда мусульмане, набираясь сил, обрели честь, уважение и славу, сын Абдуррахмана бен Авфа, одного из мусульман, благодарных Аллаху, который использовал свои средства согласно воле и одобрению Аллаһа (Агниййа-шакирин), как-то ставил перед постом отца, различные виды блюд. Видя это, он сказал: «Мусаб стал мучеником в битве при Ухуде. Он был гораздо более добродетельным, чем я. Однако у него не было ничего, что можно было бы использовать в качестве савана, кроме его хирки. И затем, когда покрывали его голову, его ноги были открыты, а когда покрывали его ноги, голова оставалась открытой. Тогда Всевышний любезно подарил нам мирские блага. Честно говоря, я боюсь, что плата за наши добрые дела будет воздана нам в этом мире. Сказав эти слова, Абдуррахман (радыйаллаху анху) заплакал и, оставив еду, встал со стола.

Среди всех мучеников при битве Ухуд мусульмане наиболее были опечалены гибелью несравненного героя армии Ислама — бесстрашного льва Аллаһа — почтенной Хамзы (радыйаллаху анху). Достопочтенная Сафия — сестра Хамзы (радыйаллаху анху) — направилась туда, где находились тела шахидов чтобы увидеть тело брата. Сын Зубейр встретил ее и сказал: «Посланник Аллаһа (мир ему и благословение Аллаһа) приказал тебе вернуться!» Она спросила: «Почему? Так я и не увижу тело своего брата? Я уже получила известие, что его тело было разрезано на куски. Он пострадал от этого несчастья во имя Аллаһа. И ничто другое, кроме этого, не смогло бы утешить нас. Ин ша Аллах, проявляя стойкость и сопротивление, я жду воздаяния ему за это от Аллаһа». Зубейр подошел к благородному Пророку (мир ему и благословение Аллаһа) и передал слова матери. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаһа) сказал: «Если так, то позволь ей увидеть его!»

Зубейр бин Аввам (радыйаллаху анху) говорит о несравненных проявлениях религиозного братства во время битвы: «Моя мать Сафия, вынув две хирки, которых она принесла с собой, сказала:« Я принесла их, чтобы они стали саваном для моего брата Хамзы». Взяв их с собой, мы пошли туда, где было тело Хамзы (радыйаллаху анху). Рядом с ним было тело одного из ансаров без савана.

Постеснявшись использовать обе хырки в качестве савана для Хамзы, оставив тело ансара безсавана, мы решили, что одна хирка станет саваном для Хамзы, а другая — для ансара. Поскольку одна из них был большой, а другая — маленькой, мы бросили жребий, чтобы выяснить какая хирка кому будет саваном.

Как показывает эта трогательная сцена, чувство родства покинуло сердца мамы, оставляя место для чувства религиозного братства. Всем грядущим поколениям мусульман, которые будут появляться на этом свете до самого Судного Дня, представлен пример религиозного братства.

Для Джаназа-намаза были принесены тела десяти шахидов, среди которых было тело почтенного Хамзы. После погребения девяти тел были принесены тела следующих девяти мучеников, и снова была совершена молитва об упокоении их душ. Так Посланник Аллаһа (с.а.с.) многократно совершил Джаназа-намаз над телом Господина Шахидов, благородного, дорогого и любимого им дяди.

Согласно преданию Джабира, Пророк Аллаһа (с.а.с.) в каждой могиле похоронилдвух шахидов. Предварительно выяснив у мусульман, Он помещал шахида, знавшего Коран лучше, в стороне Киблы.

Битва при Ухуде в Коране

Священное Писание содержит в себе аяты, в которых нашли отражение события, связанные с битвой при Ухуде. Как утверждают муфассиры, 58 аятов (со 121 по 179) изсуры «Имран»посвящены этому сражению (всего в ней 200 аятов):

«Всевышний не бросит верующих в ситуации, в которой они оказались. До этого он отделит тех, кто творил плохие вещи, от хороших людей, но при этом Аллаһ не собирается открывать перед людьми всё, что скрыто от их глаза. Всевышний сам выбирает из людей пророков и посланников. Люди же должны уверовать и проявлять богобоязненность. Так их будет ждать вознаграждение и победа» (3:179) (смысл).

Это основное послание верующим от Всевышнего в контексте поражения в Ухуде. Фактически это было первое и последнее поражение мусульман в борьбе с силами многобожников.

В одном из районов горы Ухуд есть надпись, которую можно обнаружить только с воздуха. Анас бин Малик (радыйАллаһу ‘анху) сказал: «Во время битвы на горе Ухуд передний зуб Посланника Аллаһа (с.а.с.) был сломан заброшенным камнем, а его (с.а.с.) голова была рассечена. Вытирая кровь с лица, он (с.а.с.) сказал: «Как преуспеет народ, который рассёк голову своему пророку и выбил ему передний зуб, а он при этом призывал их к вере в Аллаһа?» В связи с этим было ниспослан 128 аят-суры «Семья Имран». На горе написано самое красивое имя Всевышнего — Аллаһ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хадж Информ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector