Совершение хаджа для другого человека

Хадж за другого

Если у человека нет возможности совершить хадж, то ислам дает возможность совершить хадж за него другому человеку. Доказательством этого является хадис ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что одна женщина пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала:

«يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّ فَرِيضَةَ اللَّهِ عَلَى عِبادِهِ فِي الْحَجِّ أَدْرَكَتْ أَبِي شَيْخًا كَبِيرًا، لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يَثْبُتَ عَلَى الرَّاحِلَةِ، أَفَأَحُجُّ عَنْهُ؟ قَالَ: «نَعَمْ»».

«О Посланник Аллаха, во истину предписание Аллаха для его рабов в совершении хаджа постигло моего отца в состоянии глубокой старости, он не в состоянии сидеть верхом. Могу ли я совершить хадж за него? На что Пророк сказал: «да». Сахих Муслим, хадис №3238.

По мазхабу Абу Ханифы для совершения хаджа за другого необходимо наличие следующих условий:

  1. Намерение (анният) при вступлении в состояние ихрама человека совершающего хадж за другого. Т.е. он должен сделать намерение, что совершает хадж за другого конкретного человека. Он скажет: نَوَيْتُ الْحَجَ عَنْ فُلَانٍ وَأَحْرَمْتُ بِهِ لِلَّهِ تَعَالَى «навайтуль-хаджа ‘ан фуланин ва ахрамту бихи лилЛахи Тааля» — «я намерился совершить хадж за такого- то (называет его) и вступил в него ради Аллаха Всевышнего». Желательно произнести намерение языком, но достаточным будет сделать анният сердцем.
  2. Тот за кого совершается хадж должен быть не в состоянии сам его сделать, но при этом он имеет финансовые возможности послать другого. По общему мнению ученых можно совершить хадж за мертвого человека (мусульманина).
    Отсутствие возможности самому совершить хадж должно продолжаться вплоть до смерти этого человека (например, он в тюрьме, или у него хроническая болезнь). Если до смерти у него появится возможность совершить паломничество (например, вышел из тюрьмы, или внезапно выздоровел), то совершенный за него хадж не снимает с него обязательного хаджа, и он сам должен его сделать.
  3. Обязательность хаджа для человека, за которого его совершают. Так если хадж будет совершен за человека, для которого он необязателен (например, ребенок) то это не заменит ему обязательный хадж.
  4. Причина, препятствующая хаджу должна быть до начала совершения хаджа за другого. Если паломник начал совершать хадж за другого и только потом у того, за которого совершается хадж, появилась причина (например, он сильно заболел), то этот хадж не заменит ему обязательного паломничества.
  5. Хадж должен совершаться на средства того за которого он выполняется, либо полностью за его счет, либо большая часть расходов. Это не относится к наследнику, который при желании может совершить хадж за покойного родственника за свои средства, если покойный не завещал совершить за него хадж.
  6. Вступление в ихрам в микъате по тому виду хаджа (ифрад, таматтуъ, кыран), который сказал совершить тот за которого он совершается.
  7. Чтобы человек, на котором хадж повелел (разрешил) совершить за него хадж. Нельзя совершать хадж за другого без его разрешения. Кроме наследника, который может совершить хадж за своего покойного родственника, даже если он на это разрешение не давал.
  8. Нельзя предлагать плату за хадж, совершающему его. Т.е. нельзя нанимать человека за плату для совершения хаджа за другого.
  9. Чтобы совершающий хадж за другого сам соответствовал условиям хаджа, т.е. был мусульманином, разумным, половозрелым (или хотя бы близким к этому возросту) и т.д.
  10. Желательно, чтобы совершающий хадж за другого сам за себя уже выполнил хадж. Если он за себя не совершил хадж то совершение им хаджа за другого засчитывается, но при этом он грешит, совершая нежелательное действие.
  11. Чтобы хадж совершил именно тот человек, которого назвал тот за кого выполняется хадж. Если он сказал совершить паломничество одному, а его сделал другой человек то этот хадж не засчитывается за другого. Если же человек не назвал конкретного человека, а просто сказал «пусть за меня кто-нибудь совершит хадж», то можно кого-либо направить другого.
  12. Нельзя чтобы хадж замещающего человека стал не действительным (например, он совершил близость с женой). Если он его нарушит, то этот хадж не засчитывается за другого, даже если он его затем восполнит.
  13. Чтобы было вступление в ихрам для одного хаджа. Если паломник сначала сделает намерение для хаджа за другого, затем сделает еще одно для своего хаджа, то это не засчитывается. Также не засчитывается, если двое попросили одного совершить за них хадж, и он сделал намерение за обоих (не за одного не засчитывается).
  14. Чтобы замещающий человек не пропустил стояние на горе Арафат.

Все эти условия относятся к обязательному хаджу. Что касается желательного (сунна) хаджа за другого, то для него достаточно наличие четырех условий:

  1. ислам;
  2. быть разумным;
  3. быть половозрелым (или хотя бы близким к этому возрасту);
  4. отсутствие платы за хадж.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хадж Информ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector