Вхождение в Ихрам – очищение паломника на пути к Дому Всевышнего Творца

вхождение в ихрам

Об ихраме и его месте в исламе

Ихрам – особое состояние духовной и физической чистоты верующего в Исламе, которое является необходимым условием для совершения паломничества к Священному Дому Аллаха – Каабе. Недопустимо вхождение на эту территорию человека, не прошедшего обряд очищения. Это земля абсолютной чистоты от всего скверного. И входить сюда могут только те, кто очистится от скверны («тахер»), – войдет в состояние ихрам.

Отправляясь в хадж или умру, мусульманин надеется получить прощение от Аллаха, заслужить Его милость, удостоиться возможности приблизиться к Нему, удостоиться Рая. Это есть истинное намерение, которое верующий твердо должен для себя представить. Это одна из составляющих состояния ихрам. Обряд паломничества начинается тогда, когда мусульманин вступает на территорию заповедной Мекки (харам). До вступления на благословенную землю, правоверные обязаны пройти особый ритуал – вхождение в состояние ихрам, в специальном пункте – микате. Иначе паломничество, большое и малое, не считается пройденным.

Посещение Заповедной Мечети – крупное событие в жизни каждого верующего. Люди, намеренные совершить хадж или умру, заранее готовятся к ним – физически, материально и, что особенно важно, – духовно. Мусульманин окончательно готов к посещению Дома Аллаха тогда, когда в одном из специально предписанных мест, на пути к Заповедной мечети – микате, он произносит такбир и принимает состояние ихрам. Со времён Пророка Мухаммада (с.а.с.) приток мусульман всего мира к Священному городу, происходит непрерывно, а их число, со временем, значительно возрастает. Кааба, к которой направлены лики молящихся правоверных на протяжении множества веков, принимает рабов Аллаха со всех концов света, в течение всего года. Все они обязательно проходят ритуал вхождения в состояние ихрама, произнося такбир-тахрима на пути сюда, пересекая свои микаты.

Обряд вхождения в состояние ихрам

Вхождение в состояние ихрама, включает в себя несколько необходимых и взаимодополняющих составляющих. Сюда можно отнести:

  • Микаты — специальные места, где входят в ихрам
  • Облачение в специальную одежду из ткани (ихрам)
  • Намерение
  • Тальбийа

Очень важно, перед вхождением в состояние ихрам, пройти ритуал физического очищения – подготовки тела к паломничеству. Как мужчины, так и женщины, должны:

  • Совершить полное или малое омовение, соответствующее ритуалу. Первое – предпочтительнее.
  • Полностью удалить лишние волосы на теле. На голове их желательно сбрить или очень коротко постричь. Бороду тоже необходимо постричь.
  • Женщинам можно убрать волосы в тугой пучок или тщательно заплести в косу. На протяжении всего времени паломничества, до выхода из ихрама, причёска должна оставаться неизменной.
  • Остричь ногти на ногах и руках.
  • Умаститься благовониями (кожу, но не одежду).

Одежда, которую надевают при вхождении в состояние ихрам

Для мужчин

  • Обувь должна быть удобной, свободной и открытой. Это могут быть открытые сандалии или тапочки (обязательно на босую ногу). Ступни мужчин в состоянии ихрам должны быть открыты.
  • Запрещено надевать скроенную и прошитую одежду. Все, что имеет швы – футболки, майки, рубашки, брюки и прочее, категорически нельзя надевать в состоянии ихрам.
  • Запрещено покрывать голову. Никакие головные уборы не допустимы до выхода из состояния ихрам.
  • Запрещено закрывать лицо в состоянии ихрам.
  • Запрещено закрывать кисти рук в состоянии ихрам.
  • Существует специальная ритуальная одежда для мужчин в состоянии ихрам. Её так и называют – одежда ихрам. Она включает два полотна ткани белого цвета.

Одним куском полотна заворачивают тело от пояса до колен (изар). Второе полотно набрасывают на плечи (рида).

Для женщин

  • Нет ограничений в цветах одежды или покрое для женщин в состоянии ихрам. Но желательно, чтобы эта одежда ихрам не была излишне яркой. Главное – её соответствие нормам Шариата.
  • Необходимо, чтобы одежда ихрам не покрывала лица и кистей рук женщины в состоянии ихрам.
  • Желательно чтобы одежда ихрам была удобной и достаточно просторной, чтобы не выделялись отдельные части тела. Одежда ихрам не должна привлекать излишнего внимания со стороны окружающих. Это нужно для того, чтобы не отвлекать никого от обряда.
  • Обувь женщин в состоянии ихрам, должна быть удобной, учитывая то, что им необходимо будет много передвигаться пешком и стоять на ногах. К женской обуви нет требования, как к мужской, чтобы ступни были открыты.

Намерение ихрама

Намерение на совершение хаджа и умры. Верующий, достигший миката, в процессе вхождения в состояние ихрам, обязательно произносит вслух намерение (нийат) совершить паломничество, понимая для себя всю ответственность и значимость этого события. В надежде на спасение собственной души, на милость Всевышнего, на то, что Аллах примет его поклонение, мусульманин максимально сосредоточен на искренности духовного стремления к очищению, избавлению от всего, что недопустимо принести с собой к Дому Аллаха, – как физически, так и духовно. Такая мотивация мусульманина на осознанный отказ и воздержание от множества мирских соблазнов и слабостей, при произнесении слов такбир тахрима, является свидетельством способности оценивать и направлять свои поступки. Наличие воли, необходимой для исполнения этих намерений, укрепляется чётким осознанием цели и смысла совершения этого важного обряда. Это основа духовной составляющей состояния ихрам. Иначе, паломничество – и умра, и хадж, не являются действительными. Намерение на совершение умры звучит так:

اللهم لبيك عمرة

«Аллахумма ляббейка умратан»

Для совершения хаджа произносят такие слова намерения:

«Аллахумма иннии уриидуль хаджа файассирху лии уа такъаббальху миннии».

(«О Аллах, я намереваюсь совершить хадж, поэтому облегчи мне его совершение и прими его от меня»).

Слова тальбии 

После принятия намерений, необходимо произнести тальбийю (или, ещё говорят – читать «Лаббайка»). Важно многократно произнести молитву. Это условие, которое позволяет верующему отрешиться от мирского и погрузиться в состояние ихрама.

Передают, что Халлад ибн ас-Саиб рассказывал со слов своего отца, что Посланник (с.а.с.) сказал: «Ко мне явился Джибрил и велел, чтобы я приказал моим сподвижникам повышать голоса при произнесении тальбии». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным.

Мужчины громко произносят, а женщины беззвучно:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ ل

Транскрипция: «Лябяйкя, Аллахумма, лябяйкя, лябяйкя ля шярикя ля-кя, лябяйкя; инняль-хямдя, уа-ннигъмята лякя уаль-мулькя, ля шярикя ля-кя!»
Перевод: «Вот я перед тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища , вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!»

Запретные действия для паломников, находящихся в ихраме

В состоянии ихрам верующему запрещаются многие действия.

Произнося «такбир –тахрима»(слова намерения на совершение паломничества), человек выражает свою готовность на воздержание от:

  • Супружеских отношений и интимной близости в любом её проявлении.
  • Сватовства и женитьбы (по отношению к себе или к другим).
  • Охоты на животных. Покупки или употребления, добытой посредством охоты на животных, пищи. Указание другим на ведение охоты.
  • Стрижки волос и ногтей.
  • Использования благовоний и ароматических средств.
  • Присвоения себе вещей, найденных на земле или где-то ещё, на территории харама. Вещи можно поднять или взять лишь с намерением отыскать хозяина, потерявшего их.
  • Того, чтобы ломать, портить и рвать растения – деревья, кусты, цветы, траву.
  • Использования масел для лица и волос. Соприкосновения кожи с жирами.
  • Ссор, распрей, брани.

И всего того, что является неприемлемым для мусульман в повседневной жизни, а для паломника – тем более (ложь, сквернословие, сплетни, пересуды и т.д.), необходимо избегать. Ограничения действуют до выхода из состояния ихрам. Любое нарушение запретов считается недопустимым.Исполнение двух ракатов намаза.

После всего, что мусульманин совершил чтобы войти в состояние ихрам – омовения, стрижки волос и ногтей, умащения благовониями, произнесения «такбир-тахрима» и укрепления собственной воли к совершению паломничества, включая принятие всех условий его выполнения с твёрдым намерением их исполнять, облачения в одежду паломника, рекомендуется совершение двух ракатов намаза для путника. Если время вхождения в состояние ихрам совпало со временем обязательного намаза, то необходимо совершить этот намаз до ритуала. Для вхождения в состояние ихрам, определены чёткие географические ограничения. Необходимо пройти этот обряд в конкретных координатах местности, определённых для жителей каждого из регионов, откуда прибывают паломники.

Микаты – точки на карте, в которых происходит вхождение в ихрам

Микаты – точки вхождения в ихрам

  • Для тех, кто направляется в хадж, проезжая Медину, микатом служит местность « Абару – Али», в прошлом она называлась – «Зуль Хулейфа». Отсюда до Медины расстояние приблизительно 10-12 километров. Расстояние до Мекки – в районе 450 километров. Этот микат наиболее отдаленный от харама. Паломники из стран бывшего СССР, чаще всего прибывают в хадж и умру именно через этот микат.
  • Паломники из области, именуемой Шамом – Палестина, Сирия, Иордания, Ливан, а также из Египта, входят в ихрам в месте, именуемом «Аль-Джухва». От этого миката до Мекки расстояние около 204 километров.
  • Из Неджда паломники вступают в хадж в микате, расположенном в местечке «Карн аль-Маназиль» и Зат Ирк.
  • Паломники из Йемена вступают в ихрам в микате, расположенном в уголке под названием «Йаламлам». Расстояние отсюда до Мекки 45 километра.
  • Направляющиеся в хадж жители Ирака входят в ихрам в местечке под названием «Зат Ирк». Этот микат удален от Мекки на расстояние в 95 километра.
  • Для жителей Мекки, намеревающихся пройти обряд хаджа, микатом является сам город Мекка. Если же мекканцы совершают умру, то для вхождения в ихрам, они должны выйти за пределы харама и только после совершения обряда вхождения в ихрам там, они могут вернуться в харам и совершить умру.

При пересечении местности параллельной микату или соответствующей ему, без вступления в ихрам, верующие, достигшие харама с целью совершить обряд, подвергаются штрафу. Если кто-то совершает хадж за другого человека, то следуя мазхабу имама Абу-Ханифы, он входит в ихрам в том микате, который соответствует его месту жительства. Многие мусульмане вступают в состояние ихрам в пункте под названием «Тан Им», который также называют «мечеть Аиши». Правоверные, прибывшие из-за пределов Мекки для совершения хаджа или умры, и после завершения ритуала намеревающиеся совершить дополнительную умру, то они, подобно жителям Мекки, могут войти в состояние ихрам для дополнительного ритуала, у Мечети Аиши. Те мусульмане, которые проживают в населённых пунктах, расположенных между точками микатов и Меккой, вступают в ихрам там, где проживают.

Паломники, прибывающие в Мекку самолётом, могут войти в ихрам следующим образом

  • Омовение мусульманин может совершить до отъезда из дома или в аэропорту.
  • Он снимает с себя повседневную одежду и облачается в специальную, предназначенную и разрешённую для паломничества. И в таком виде совершает путешествие.
  • В самолёте, в тот момент, когда паломник будет находиться в небе над микатом, или параллельно ему, он может пройти до конца обряд вхождения в состояние ихрам (произнести намерение, тальбийю и совершить намаз – два раката).
  • Пилот самолета объявляет о прохождении над микатом дважды: за 15 минут до прибытия к нему и непосредственно над ним.

Хадисы, связанные с ихрамом 

707. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей Медины Зуль-Хулейфу, для приезжающих из Сирии – аль-Джухфу, для прибывающих из Неджда – Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена – Йаламлам. Эти места предназначены для них, а также для всех, кто желает совершить хадж или малое паломничество, но прибывает к вышеперечисленным местам не из упомянутых областей. А что касается тех, кто проживает еще ближе к Мекке, то их паломничество начнется там, откуда они отправятся в путь, и поэтому жители Мекки должны вступать в ихрам в самой Мекке. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

708-711. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей Ирака местечко Зат ‘Ирк. Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и его суть также передал Муслим со слов Джабира, да будет доволен им всевышний Аллах. Однако рассказчик последнего хадиса сомневался в том, что эти слова принадлежали Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, передали аль-Бухари и Муслим.

Передают также, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что после освоения Куфы и Басры жители этих областей пришли к ‘Умару и сказали: «О повелитель правоверных! Посланник Аллаха,صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей Неджда Карн аль-Маназиль, но для того, чтобы добраться до этого местечка, мы вынуждены сильно уклоняться от дороги в Мекку, что создает для нас дополнительные трудности». Тогда он сказал: «Найдите местечко, которое располагается по дороге в Мекку на таком же расстоянии от нее». Так он определил для них местом вступления в ихрам местечко Зат ‘Ирк. Этот хадис передал аль-Бухари. Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи также передали хадис со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, в котором сообщается, что Пророк Мухаммад,صلى الله عليه وسلم, определил местом вступления в ихрам для жителей восточных областей аль-‘Акик.

Просим Всевышнего Аллаха, Милостивого и Милосердного, принять ваш хадж и вашу умру! И да простит Всевышний всем, преданным Ему, мусульманам грехи и ошибки! Да наставит всех нас Аллах на истинный путь очищения, просветления и искреннего служения Ему! Пусть наши намерения и деяния будут чистыми, добрыми и свершёнными лишь во Имя Аллаха и только из преданности Ему Одному!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Хадж Информ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector